По одной из легенд, нечистые силы распространились на Земле после того, как Господь, разгневавшись на строительство Вавилонской башни, смешал язык людей. <<Зачинщиков же, лишив образа и подобия человеческого, Бог на вечные времена отправил сторожить воды, горы, леса. Кто в момент проклятия находился дома-стал домовым, в лесу-лешим>>
1.»СЛУГИ ВЕЛЕСА»
Леший стал хозяйничать в лесу; водяной, болотник, кикимора обитают в реках, болотах, озерах; домовой, угодив в открытую печную трубу, с тех пор живёт рядом с людьми. Древние славяне, считавшие нежить природным духом, знали, что он мог быть по отношению к людям и добрым, и злым-все зависело от умения человека правильно вести себя по отношению к окружающему миру.
Даже название <<леший>> происходит от слова <<лес>> с чуть измененным на старорусский лад произношением. В народе говорят, что увидеть лешего можно только в том облике, в котором он сам захочет предстать. Чаще всего это вполне человекообразным облик: бодрый старик или огромный мужик с котомкой и посохом в неряшливой одежде зеленоватого оттенка либо в красном кафтане, на котором пуговицы находятся слева, а ремень застегнут наоборот, левый лапоть надет на правую ногу, а правый-на левую.
Когда леший садится на пенек, то всегда кладет левую ногу на правую. Глаза у этого демона изумрудного цвета, лучатся энергией. Но больше всего он любит появляться перед людьми в образе косматого страшного старика с бородой, рогами и козлиными. Одежда, если она присутствует на нем, будет обязательно наизнанку. Существует поверье, что эта нечисть обладает свойствами оборотня, поэтому иногда может предстать в виде любого животного, кроме птиц, и даже дерева.
Считаются, что леший- глаза и уши языческого небожителя Валеса. Именно через леших этот бог зверей и хранитель стад наблюдает за лесом. при необходимости вмешиваясь в ход событий. В древности считалось. что через лешего можно общаться с Валесом, приобретая сакральные знания о мире.
2.»БЕЗ ГОЛОСА КРИЧИТ»
На севере России лешего считали немым, но голосистым: он умел петь. но без слов, подбадривая себя хлопаньем в ладоши. Поёт он иногда во все горло (так, как шумит лес в бурю) и затихает только с первым пением петуха. Леший не носит шапки, правое уха у него нет, волосы он зачёсывает налево. А в карачаевских и брянских лесах его видели всегда с огромной дубинкой в руках
Известны случаи, когда леший показывал людям грибные и ягодные места и даже выводил заблудившихся в лесу путников. Но если человек не понравился лесному духу или пришел в лес с целью навредить, леший начнет пугать его, издавая громкие и жалобные звуки, завывания ветра, треск деревьев.
Он может увести тропинку в сторону, заманить в болото или <<водить>>-заставить ходить кругами по одному и тому же месту. При этом он обычно не подвергает человека серьезной опасности. Люди, кому довелось повстречаться с лешим, рассказывали, что он разговаривает не открывая рта, посылая в мозг нужные образы и мысли

3.»ПАСХАЛЬНОЕ ЯИЧКО В ПОДАРОК»
В народе существует версия, что лешими становятся души проклятых и умерших людей, а также младенцев, украденных. Известно, что самоубийц не хоронили на кладбищах, их называли <<заложными покойниками>>, выносили на болота, в овраги и ни в коем случае не забрасывали землей.
Так вот, именно эти покойники и могли обращаться в леших очень злобного нрава. Если леший недоволен деятельностью людей, он идет в деревню, пугает женщин, похищает детей, которых в порыве гнева мать наградила неосторожными проклятиями.
А еще он любит обменивать своих лешачат, уродливых, злых и крикливых, на людских детей. В отличие от многих нечистых духов, лешие социальны. У них есть изба, где они живут с женами и детьми. Полагают, что жены лешего происходят из душ загубленных им девушек. которые были прокляты своими родителями. Найти избу лешего можно только одним способом- проследить за ним. Хотя выйти из этой избы очень не просто, и если сам леший не захочет, то, куда бы ты ни шел, все одно вернешься к ней.
Несмотря на все это, леший считается персонажем больше положительным, нежели отрицательным. Особенно если человек, входя в лес, выказывает уважение к его хозяину и оставляет где-нибудь на пеньке яйцо или сыр. Именно эти продукты леший любит более остальных. По легендам, леший, как и другие духи, отмечает приход весны и ждет Пасхи, поэтому есть поверье, что лучший подарок для него- это пасхальное яйцо.
Многие рассказывали, что побывали в гостях у лешего, пили с ним, веселились, при этом полностью теряя счет времени. Им казалось, что застолье продолжалось несколько часов, а на самом деле человек отсутствовал дома несколько суток.
4.»Я ВОДЯНОЙ, Я ВОДЯНОЙ…»
Водяного в различных местах называют водовиком, водяным дедушкой, речном и даже царем. Если речь заходит о нем, то непременно с такими характеристиками, как злоба, хитрость и злопамятность. Зачастую он препятствует спасению утопающих.
Внешне водяной, как и остальные духи, выглядит получеловеком-полуживотным. Интересен тот факт, что никто и некогда не описывает нижнюю часть его тела. Можно только предполагать что он имеет либо русалочий хвост, либо у него между пальцами ног перепонки, как у водоплавающих птиц. Большинство очевидцев, которым довелось видеть водяного, утверждают, что это старик высокого роста. Он весь покрыт мхом и болотной, только одежда это или кожа, непонятно.
Непременно присутствует и длинная зеленая борода, которую он в полнолуние расчесывает, сидя на берегу. Отличительной чертой этого персонажа являются огромные красные глаза и большой нос. Иногда он принимает образ обнаженного юноши, бросается в сети рыбаков, проделывая в них огромные дыры.
А порой превращается в нереально большую щуку, причем если рыбак такую рыбину нечаянно заденет острогой, то жди беды: утонуть и лодка, и люди. Обыкновенно он перемещается на соме, а потому в некоторых местностях рыбу эту- <<чертова коня>>- не советуют употреблять в пищу.


5.»Повелитель рыбы»
Кроме версии о том, что водяной-один из демонов, низвергнутых Богов на Земле, существует еще одна, согласно которой он произошел от детей Адама, которых тот прятал от Бога. Ну и конечно же, вполне возможно, что водяные произошли от проклятых людей, <<заложных покойников>>, трупы которых нередко сбрасывались в воды озер и омутов. Возраст его зависит от фазы луны: при нарождении новой он молод, а в полнолуние-стар.
Как настоящий хозяин, водяной следит за своими владениями. Он не переносит шума и разговоров у воды о зайцах, медведях, священнослужителях и особенно упоминаний Всевышнего. Сохранились воспоминания одного из новгородцев: <<Около зимника есть заездок. Дядя Степан говорил, что в этом месте много попадает рыбы, только не надо ничего говорить. у меня из рук три раза верши вышибал. Я как увижу рыбу, каждый раз и скажу: <<Ну, слава Богу, много рыбы!>> И каждый раз как треснет по верши, так всю рыбу и опустит. Вестимо, водяному нелюбо было, что Бога вспомнил, ну он и не давал рабы-то>>.
Интересно, что, когда жена водяного должна родить, он превращается на соме, а потому в некоторых местностях рыбу эту- <<чертова коня>>- не советуют вода, и идет в населенный пункт за повивальной бабкой, которой платит за ее услуги.
Однажды рыбаки обнаружили в сетях младенца, который вел себя странным образом: в воде резвился, а в доме становился вялым и апатичным. Малыш оказался ребенком водяного. Рыбаки вернули его отцу с условием, что тот обеспечит им богатый улов, что и было соблюдено.
Есть поверье, что утонувший остается водяного до тех пор, пока не найдет себе замену, то есть кого-нибудь не утопит. Но и тогда он не покидает подводного царства, а сам становится водяным.

Автор статьи Галина Белышева
Вам может быть интересно то, «ЗАБЛУДИТЬСЯ В ТРЕХ СОСНАХ» здесь
Вам может быть интересно то, Не тронь меня, лихоманка здесь
Свежие комментарии